Почему «не взлетел» московский монорельс

02 июля 2025 11:11

Почему «не взлетел» московский монорельс

В начале нулевых годов Москва стала кандидатом на проведение ЭКСПО-2010. Главную площадку всемирной выставки планировалось сделать на ВДНХ. Предполагалось огромное количество гостей ЭКСПО, поэтому, чтобы разгрузить станцию «ВДНХ», было решено построить монорельс до другой линии метро — станции «Тимирязевская».

Однако гонку за ЭКСПО-2010 Москва в начале нулевых годов проиграла Шанхаю. А вот проект монорельса реализовали. Первый состав с пассажирами прошел по эстакаде 20 ноября 2004 года.

Новый вид транспорта понравился далеко не всем москвичам. Ждали большего и по скорости, и по удобству. Дистанцию 4,7 км монорельс проезжал за 16 минут – то есть со скоростью всего около 17 км/ч. Особенно медленно вагончики монорельса «брали» повороты. Жаловались жители и на то, что эстакада испортила вид на ВДНХ и на усадьбу «Останкино».

По сути, экспериментальная линия монорельса в Москве была построена по принципу паркового аттракциона, что мешало его развитию. Интегрировать в транспортную систему монорельс было крайне сложно.

Кстати, в среднем монорельс перевозил менее 2000 человек в сутки. Для сравнения: канатной дорогой на Воробьевых горах ежедневно пользуются около 8000 человек.

— Он фактически не выполняет ни транспортную, ни туристическую функцию, — говорит москвовед, куратор Музея ВДНХ Павел Нефедов. — Вагоны ходят редко, маршрут неудобен — он не соединяет значимые точки и мало востребован пассажирами.

В итоге, за 20 лет эксплуатации, конструкция монорельса стала нуждаться в капремонте. Но модернизировать линию невозможно — поезда устарели, а новых вагонов больше не производят.

Но скоро благодаря эксперименту и проголосовавшим в «Активном гражданине» москвичам жители СВАО получат на месте монорельса уникальный высотный парк. В России таких еще нет, а в мире примеров таких парков довольно много. Самый известный из них – парк «Хай-Лайн» в Нью-Йорке, расположенный на эстакаде бывшей железной дороги на высоте около 10 м.

Новый парк на месте монорельса Москвы свяжет пять районов Москвы. В нем будут беговая дорожка, кафе и места отдыха. Там будет удобно встречаться с друзьями, заниматься спортом, гулять с собаками и отдыхать с детьми. А доступ посетителей в парк на месте эстакады монорельса сделают бесплатным и круглосуточным.


Новости по теме