Среди всех городских легенд Москвы одна из самых живучих — о «Метро-2» — якобы существующей секретной подземной линии, построенной для нужд военных и высшего руководства страны. О ней шепчутся десятилетиями, и, хотя доказательств немного, интерес к теме не утихает.
Согласно мифам, «Метро-2» (или Д-6, как его называют в некоторых источниках) соединяет Кремль, Министерство обороны, командный пункт в Раменках, аэропорт Внуково и правительственные бункеры.
Ходят слухи, что линию начали строить ещё при Сталине, а завершили в 1970-х, и поезда по ней якобы до сих пор курсируют — без машинистов, в автоматическом режиме. Есть истории о рабочих, случайно наткнувшихся на странные туннели во время стройки, и даже о сталкерах, попадавших туда через вентиляционные шахты.
Камера съездов и стрелка в тоннеле «Ветки» (Д-6). Характерная особенность системы — рельсы утоплены в бетонные плиты
Но существует ли оно на самом деле? Официально — нет. Минобороны и РЖД не подтверждают наличие такой линии. Однако косвенные намёки всплывают. В 1990-х бывший замначальника службы безопасности президента заявил в интервью, что «что-то такое есть». На старых картах можно найти аномалии в схемах подземных коммуникаций. Кроме того, в Москве действительно есть несколько крупных подземных объектов, в том числе известный командный пункт «Таганский».
Секретные подземные сети — не уникальная особенность Москвы. В США под Белым домом и Капитолием есть туннели, ведущие к укрытиям и соседним зданиям. В Китае — огромный подземный город под Пекином, построенный на случай войны и долгое время бывший популярной туристической точкой. В Северной Корее существует несколько уровней метрополитена, часть которых закрыта для граждан.
Скорее всего, Метро-2 — это не одна линия, а совокупность технических, военных и служебных тоннелей, часть из которых действительно используется. Где заканчивается миф и начинается реальность — знает лишь узкий круг людей. А остальным остаётся только гадать — и читать таблички «посторонним вход воспрещён» с особым интересом.